Приглашаем всех на Отчетный концерт отделения народных инструментов
Предоставляем Вашему вниманию наш «первый выпуск», посвященный психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Границы младшего школьного возраста определяются с 6-7 лет до 9-10 лет. Ребенок поступает в школу, изменяется социальная ситуация его развития, идет освоение новой учебной деятельности. В этот период ребенок сталкивается с нормативным психологическим кризисом, известным как кризис «7 лет». Этот кризис не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком паспортного возраста (7 лет). У некоторых детей кризис проявляется в 6 лет.
Кризис характеризуется тремя основными изменениями:
У ребенка появляется внутренняя жизнь, в которую он часто не готов впустить взрослых.
Известный психолог Л.И. Божович считает, что кризис 7 лет является временем рождения социального «я» ребенка.
Кризис часто протекает непросто, дети в этот период могут стать замкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми. Взрослым важно поддерживать детей, не давить на них, но в то же время не допускать вседозволенности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, отзывчивостью на все яркое, необычное, новое. Однако ребенок уже умеет до определенной степени сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств: он может удержать слезы, скрыть страх. Младший школьник уже вполне усвоил «язык» эмоций – принятые в обществе формы проявления оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В первую очередь возникает более объективное отношение к своим родителям. К концу младшего дошкольного возраста дети приходят к осознанию того, что значимые для них взрослые – обычные люди со своими недостатками.
Психологическое благополучие младшего школьника во многом связано со стилем воспитания и общения, которые используют при взаимодействии с ним взрослые – учителя и родители. В школе, как и в семье, стили воспитания и общения с ребенком сильно варьируют: от авторитарного до попустительского.
Отношения со сверстниками у младших школьников строятся по принципу идентификации (мальчики больше общаются с мальчиками, девочки – с девочками). Общение между ними сохраняет игровой характер, но опосредуется учебной деятельностью. Поэтому со сверстниками у младшего школьника сложные взаимоотношения: с одной стороны, он тянется к ним, стремится к установлению положительных взаимоотношений с ними, с другой – ощущает соперничество, в первую очередь в учебе. Он хочет одновременно быть «как все» — следовать за сверстниками и быть лучше всех – выполнять задания быстрее и правильнее остальных. Все это порождает почву для возникновения хвастовства, конкуренции в детской среде.
В целом к концу этого возрастного этапа безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники, роль детского сообщества.